www.bank-ombudsman.kz
office@bank-ombudsman.kz
+7 (727) 261-22-16
+7 (708) 983-30-16
+7 (727) 983-30-16
Платежи, переводы и онлайн-мошенники

В наш век – век ускоренной цифровизации мир поэтапно перешел на онлайн-платежи: мы стали чаще пользоваться банковскими мобильными приложени ями, в интернете расплачива емся за товары и ли услуги. Это быстро и удобно, но, с другой стороны, таит в себе и некоторые угрозы.

Цифровые и виртуальные карты

На сегодняшний день альтернативой наличным деньгам все больше становится банковские карты и электронные кошельки – электронные средства платежа. Как они работают, наверняка многие из вас уже знают.

Электронный кошелек открывается на специальном сайте оператора, ваша платежная карта может быть к нему и не привязана. Вы переводите в свой электронный кошелек определенную сумму денег и оплачиваете уже через него свои покупки или делаете переводы. Однако существуют ограничения по максимальным суммам в кошельке и переводам через банк.

Что касается банковских карт, то многие родители не спешат заказывать своим детям обычную пластиковую карту, ведь ее можно потерять. Они открывают в своем мобильном банкинге – это такой удобный сервис для управления банковскими услугами со смартфонов и планшетов, с помощью которого можно совершить любую банковскую операцию по своему счету, цифровую или виртуальную карточку. Она практически не отличается от обычной, просто у нее нет пластикового носителя. Ее также можно привязать к своему телефону и оплачивать товары. Но она является более безопасной с точки зрения совершения покупок онлайн.

Если вы, к примеру, потеряете телефон, к которому привязана виртуальная или цифровая карта, или он попадет в руки финансовых мошенников, то они не получат доступ к основной, зарплатной карте, вашего родителя. В мобильном банковском приложении ваши папа или мама могут заблокировать данную карту и выпустить новую. Жалко будет только телефон, поэтому будьте внимательны и аккуратны со своими гаджетами.

Вместе с ростом онлайн-платежей появилось и много мошенников. Под разными предлогами злоумышленники подталкивают людей к тому, чтобы они сами дали им доступ к своим платежным картам или перевели деньги за товар или услугу, которую в итоге не получат.

К примеру, часто хакеры взламывают страницы людей в соцсетях и мессенджерах и от их имени рассылают объявления с просьбой срочно перевести деньги. К примеру, ваш друг в социальной сети может написать и попросить срочно деньги на операцию. В этом случае необходимо позвонить к нему и уточнить, правда ли информация.

Мошенники могут отправить SMS-сообщение о том, что якобы по ошибке сделали перевод не на тот номер телефона и просят вернуть эту сумму. Покажите данное сообщение родителям, пусть они проверят информацию о поступлении средств в мобильном банкинге, и если она действительно подтвердится, то нужно проинформировать об этом свой банк, а не переводить средства самостоятельно через приложение.

Мошенники часто рассылают сообщения с ссылками на фишинговые сайты. К примеру, «Вы выиграли новый айфон, подробнее по ссылке...», «Верну переплату за доставку посылки — только введите данные карты», «Скажите срок действия карты, переведу вам предоплату за холодильник», и т.д. По ссылке они просят заполнить данные платежной карты, вплоть до указания секретного кода на ее обороте – CVV/CVC-код. Это те самые три цифры, которые нельзя никому сообщать и публиковать. Потому что, получив эти данные, мошенники легко могут списать с карты все деньги, а также оформить кредит на имя одного из ваших родителей, кому принадлежит основная карта.

Будьте всегда начеку: не переходите по ссылкам в письмах о выигрыше телефона, планшета или любого другого подарка, не делайте покупки в интернете на сомнительных сайтах, проверяйте сообщения о переводе денег. Всегда зовите на помощь родителей, обязательно дождитесь их возвращения с работы или позвоните им, также не стесняйтесь спрашивать совета у других взрослых.

Если родители открыли для вас пластиковую карточку, то никому не сообщайте ее ПИН-код, не записывайте его на самой карте или на бумажке, которую некоторые люди хранят вместе с картой. ПИН-код можно легко поменять через банкомат или с помощью мобильного банковского приложения.

 

Источник: https://fingramota.kz/ru/news/post/platezhi-perevody-i-onlajn-moshenniki

Национальный Банк Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Ассоциация Финансистов Казахстана
Первое кредитное бюро
Страховой Омбудсман
Финансовый уполномоченный Российской Федерации